в начало о театре репертуар афиша фестивали труппа новости контакты

ссылки

ХМЕЛЬНИЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ „ДИВЕНЬ”                                    http://www.diven.podil.com

"сказка про добренького принца"

(по сказке А.Шмидт)

Режиссер - С.Брижань, художник - М.Николаев. 

В спектакле заняты актеры: И.Брилев, М.Брилева, Н.Брижань



Все началось из двух комнат в тогдашней филармонии. В одной расположилась бухгалтерия вместе с директором Л. Портновым, во второй, немного больше – шли репетиции, которые проводил первый главный режиссер театра, в настоящее время народный артист Украины, главный режиссер киевского городского театра кукол Сергей Ефремов.
Первое представление “Восставшие джунгли”. Премьера прошла 3-го ноября 1970 года с большим успехом. Для второго представления, которым открывалась вторая творческая группа, была выбрана пьеса польского автора З. Поправского “Котик-Муркотик”. 
Постепенно театр “обрастал” новым репертуаром. 
Обращался театр и к взрослой аудитории. Сначала была “Божественная комедия” И. Штока, а затем “Концерт”.
В период 1977 по 1989 годы творческое руководство возглавлял Леонид Попов – в настоящее время заслуженный артист Украины, профессор киевского Национального университета театра, кино и телевидение им. И. Карпенка-Карого. 
Плодотворным оказался период работы в театре режиссера Ивана Рожка. Его представления „Волшебное зерно” и „Золоторогий олень” стали весомым достижением театра. В 1980 году театр стал Лауреатом Республиканской премии им. Н. Островского, а в 1983 году впервые за всю историю театров кукол Украины был выдвинут на соискание Государственной Премии им. Шевченко.
В 1989 году главным режиссером Хмельницкого театра кукол становится Сергей Брижань. 
Здесь уже год работал его сокурсник по ленинградскому театральному институту, уникальный художник Михаил Николаев. Представление „Хомячок и Северный Ветер” Х.Паукша стала первой попыткой выхода на новый творческий уровень. А „Ивасик-Телесик” подтвердил верность избранному пути, в основе которого – поэтическое видение мира. Этапной для утверждения поэтического театра стала „Волшебное оружие Кендзо” за японскими сказками. Новым шагом стало представление „Тарас” за драматической поэмой Б.Стельмаха. Впервые на сцене театра кукол была создана легенда о том, как приходит на Землю Поэт. В 2003 году это представление было представлено в Киеве на фестивале 
И вот уже 36 лет театр занимается таким тяжелым и таким сладким трудом – творением нового, неизведанного, чародейского мира театра. Творят его те, для кого театр – это судьба. Настоящие мастера, которые владеют тайной неповторимой профессии. Они, как Боги, оживляют неживое, они посредники между Мирами. Они, кому аплодировали сцены многих самых престижных театральных форумов, живут сегодня с горой накапливаемых десятилетиями социальных проблем и рискуют закончить свой творческий путь в бедности. 
P.S. Уже три года, как театр нашел свое название. В словаре Гринченко нашлось странное слово с древним, многозначительным корнем - „ДИВЕНЬ”. А художник Михаил Николаев нарисовал эмблему: крылатого бычка, который сам удивляется, что умеет летать ночными, звездными небесами. Да и кто из нас не летал? Ведь все люди на белом свете родом из снов.




Крымский театр кукол – один из старейших театров кукол Украины. Первым директором и художественным руководителем была Мария Константиновна Шуринова. Она писала пьесы, выполняла работу художника и бутафора, вела учет всей деятельности. Официально считается, что Крымский театр кукол создан в 1939г., но как это часто бывает, благодаря энтузиастам куклы появились в Крыму задолго до этого события. В начале 1934г. воспитательница детского сада М.К.Шуринова впервые выучила с детьми стихотворение с помощью веселого Петрушки, которого сделала своими руками. Вскоре ее инициативу поддержали другие воспитатели – М.Ф.Руденко и Т.А.Синани. Втроем они стали создавать полуимпровизированные кукольные спектакли. В 1935г. М.К.Шуринова поехала в Москву на курсы кукловодов, которые вела Н.Я.Симонович-Ефимова, эстетика, взгляды, методы работы которой легли в фундамент будущего Крымского театра кукол. По возвращении она организовала самодеятельный кукольный театр, очень быстро завоевавший популярность у зрителей. В 1938 году Совет Народных Комиссаров Крымской АССР издал постановление об организации в г. Симферополе при ТЮЗЕ детского передвижного кукольного театра. М.К. Шуринова все заботы о своем детище взяла на себя: писала пьесы, была художником и бутафором. Новорожденный передвижной кукольный театр много работал над созданием спектаклей-игр и эту традицию сохранил до наших дней. Наступил 1941 год – Великая Отечественная война. По приказу Наркомпроса 18 августа театр прекратил работу. Сотрудники были возвращены в детские сады и детские дома для эвакуации детей. Однако так случилось, что большая часть труппы осталась в оккупированном Симферополе. Приказы о возвращении всех на рабочие места следовали один за другим, начались массовые расстрелы и отправка трудоспособного населения в Германию. В декабре 1942 года кукольники были вынуждены явиться в городскую управу и приступить к работе по обслуживанию детей. В конце марта 1944 года, когда советские войска вплотную подошли к Крыму, из комендатуры пришел приказ сыграть спектакль для поддержки немецких солдат. Однако это представление не состоялось – артисты скрылись, благодаря двум немецким коллегам-актерам, избавивших собратьев от неприятностей. После освобождения Симферополя Мария Федоровна Руденко обратилась в Наркомпрос с просьбой о возобновлении работы театра кукол. И на следующий день, 16 апреля 1944 года передвижной детский театр поступил в ведение Управления по делам искусств и получил статус – Крымский государственный театр кукол. Это произошло благодаря тому, что был сформирован репертуар из 16 спектаклей для детей. Первым директором стационарного театра была назначена М.Ф.Руденко, а художественным руководителем – М.К. Шуринова.